Методы нанесения маркировки

Методы нанесения маркировки

16.4.2021

Автор: Liton

Из этого материала вы узнаете:

  • Задачи и сроки введения маркировки молочной продукции
  • Перечень молочных продуктов, подлежащих маркировке
  • Правила маркировки молочной продукции
  • Виды кодов маркировки
  • Методы нанесения маркировки
  • Этапы маркировки молочной продукции

Различные методы нанесения маркировки позволяют идентифицировать продукцию, созданную либо упакованную в разную тару. С 2019 года молочная продукция должна быть маркирована особым образом, что позволит отслеживать ее перемещение от производителя до конечного потребителя. Пока эта маркировка идет в качестве эксперимента, но скоро станет обязательной.

В таких условиях недостаточно обычных подходов, необходимо знать правила новой маркировки «Честный ЗНАК». Осталось не так много времени до того, как все производители будут обязаны следовать новым правилам. В нашей статье мы разберемся, как маркировать молочную продукцию, поговорим о методологии процесса, а также о том, какие товары попадают под эти правила.

Задачи и сроки введения маркировки молочной продукции

С 1 июля 2019 года был введен контроль над поступлением сырого молока на молокоперерабатывающие предприятия. Для этой цели была разработана система «Меркурий», подконтрольная Россельхознадзору. С 15 июля 2019 года запустили эксперимент нанесения кодировки молочной продукции, который планировалось завершить к 31 декабря 2020 года.

Главная цель цифровой маркировки – обеспечение гарантии подлинности и качества продукции для потребителей. Причем «Меркурий» и «Честный ЗНАК» созданы не для дублирования, а дополнения друг друга.

Задачи и сроки введения маркировки молочной продукции

Эти системы разработаны для возможности контроля качества молочных товаров и защиты рынка от подделок. Для «Меркурия» отведена роль отслеживания движения всей продукции животноводческих хозяйств и ферм, а для маркировки молока – контроль пути сырья до момента его реализации в торговой точке.

Любой покупатель сможет установить на свой смартфон приложение «Честный ЗНАК», направить камеру на QR-код и убедиться в подлинности продукции. Нанесение цифрового штрих-кода по системе «Честный ЗНАК» производится на многие виды продукции, а что касается молока, то появляется возможность отследить движение готового продукта вплоть до кассы, то есть прямо до потребителя.

Начало запуска системы маркирования товаров планируется произвести 20 января 2021 года. Вплоть до конца апреля это будет осуществляться на добровольной основе, а с 1 июня маркировка некоторых видов товара станет обязательной. Именно с этого дня производители должны быть уже окончательно зарегистрированы и производить продажи товара по новой системе. Добровольное участие в программе даст шанс продавцам заблаговременно подготовиться к переходу на работу по новым правилам.

Этапы введения маркировки молока и молочной продукции

С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года проводился эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.

С 20 января 2021 года - стартовал подготовительный этап обязательной маркировки. Появляется возможность добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции.

С 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» и «сыры».

С 1 сентября 2021 года маркировка становится обязательной для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней.

С 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы.

С 1 сентября 2022 года для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет.

С 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.

С 1 декабря 2023 года вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.

Перечень молочных продуктов, подлежащих маркировке

Обязательной маркировке подлежат следующие молочные продукты: сливки, молоко, мороженое, сливочное масло, сгущенка, йогурты, кефир, творог и сыры.

Молочная продукция

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Молоко и сливки без сахара и подсластителей

0401

Сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями

0402

Пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты

0403

Сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями

0404

Сливочное масло и продукты, изготовленные на основе натурального молока

0405

Творог и сыры

0406

Мороженое и прочие виды пищевого льда

2105 00

Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401–0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %

2202 99 910 0

Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401–0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %

2202 99 950 0

Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401–0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 2 мас. % или более

2202 99 990 0

Правила маркировки молочной продукции

Нанесение маркировки на молочные продукты позволяет проследить полностью их движение от фермерского хозяйства, где производится дойка коров, до кассы расчетов с потребителями. Для этого на упаковке или этикетке тары будет нанесен цифровой шифр Data Matrix, который можно получить только после регистрации в системе «Честный знак».

Правила маркировки молочной продукции

Код маркировки содержит:

  • 14-значный код товара;
  • 13 знаков индивидуального серийного номера;
  • криптографический код для защиты зашифрованных данных от копирования;
  • срок годности продукции.

Товарам с долгими периодами хранения для обозначения срока годности определен 6-значный шифр, а для скоропортящихся продуктов – 10-значный.

При заказе упаковки в типографии фирме сложно спрогнозировать дату истечения срока годности продукта, поэтому на момент заказа кода ее можно не указывать, а включить в отчет при подаче информации в систему маркировки.

Это является важным моментом, потому что при внесении информации о сроке годности в систему единожды, изменить ее уже будет невозможно, так как она остается в базе данных системы. Это означает, что и дату изготовления изменить нельзя. И если потребитель, проверив штрих-код, обнаружит в нем несоответствие, то он сможет сообщить об этом нарушении. Это приведет к доскональной проверке деятельности фирмы, занимающейся производством и реализацией молочных товаров.

Упаковка молока

Задача внесения информации о продукте в систему маркировки возлагается на производителя, который при отгрузке товара оптовикам заполняет УПД (универсальный передаточный документ) с указанием и внесением кодов. Оптовик производит сверку штрих-кодов и закрепляет документ своей электронной подписью. Для розничных торговых точек передача продукции происходит по такой же аналогии.

Виды кодов маркировки

Для свободного оперирования обозначениями кодов при нанесении их на продукцию всем работникам, вовлеченным в цепочку движения товара, необходимо внимательно изучить и знать следующие термины:

  • индивидуальный серийный номер торговой единицы;
  • код идентификации товара;
  • код идентификации групповой упаковки;
  • код идентификации транспортной упаковки;
  • код маркировки;
  • код проверки;
  • код товара.

Расшифруем их подробнее:

  • «Индивидуальный серийный номер» – идентификатор применения, состоящий из последовательно нанесенных символов, уникально идентифицирующих единицу товара (потребительскую упаковку молочной продукции) на основании шифра товара.
  • «Код идентификации товара» – последовательное нанесение символов, представляющих уникально присвоенный номер экземпляра продукции, формируемое оператором информационной системы с целью идентификации молочной продукции, в том числе в потребительской или групповой упаковке.
  • «Код идентификации групповой упаковки» – последовательное нанесение символов, представляющих собой уникальный номер группы товара, формируемое оператором для идентификации молочной продукции в групповой упаковке.
  • «Код идентификации транспортной упаковки» – последовательное нанесение символов, представляющее собой уникальный экземпляр транспортной упаковки молочной продукции.
  • «Код маркировки» – уникальное присвоение последовательности символов, состоящее из кода идентификации и кода проверки товара, и формируемое оператором для целей идентификации молочной продукции.
  • «Код проверки товара» – последовательная цифровая последовательность, сформированная криптографическим преобразованием для выявления фальсификации кода.
  • «Код товара» – неповторимая цифровая комбинация, присваиваемая товару после его описания на специальном ресурсе, где хранятся все данные по номенклатуре, с обеспечением учета достоверной информации о товаре в соответствующих перечнях шифров единой базы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
кодировка молочной упаковки

Товару присваивается код при внесении в базу данных с соответствием его полного наименования согласно сортаменту ТНВЭД. Прочие штрих-коды формируются оператором. По заявке специалиста формируются остальные коды, в итоге появляется индивидуальный шифр маркировки, представляющий суммарную совокупность всех шифров. Каждому экземпляру присваивается кодировка с индивидуальным серийным номером.

Методы нанесения маркировки

На любом молокоперерабатывающем заводе производят широкий ассортимент молочных продуктов. Продукция различается по видам, массе, жирности, консистенции и множеству других параметров. Под каждый тип отведена своя линия производства и соответствует уникальная модель упаковки. Поэтому внедрение маркировки «Честный ЗНАК» заставило производителей пересмотреть технологические процессы и добавить операцию маркировки и нанесение кода.

Маркировка упаковочной тары, независимо от ее типа, производится одним из трех основных способов:

  1. Размещение заказа в цифровых типографиях – это самый дешевый и качественный метод, но у него имеются некоторые ограничения. Главное правило – индивидуальный код на каждую упаковку можно нанести только цифровым методом на специализированном оборудовании. На данном этапе далеко не в каждом городе есть такие приспособления. Второе важное условие – место нанесения штрих кода необходимо выбирать с учетом последующего агрегирования товара.
  2. Прямая печать кода маркировки посредством каплеструйных маркираторов. Посредством такого метода маркировка наносится сразу на упаковку продукции. В некоторых случаях, если позволяет технологическая линия и тип упаковочной тары, продукт можно маркировать перед наполнением тары или после окончательной упаковки.
    Но у такой технологии тоже имеются свои отрицательные стороны, связанные со скоростными режимами технологических линий и со свойствами материалов упаковочной тары, при наполнении которой происходит быстрая смена температуры и на поверхности появляется конденсат. Это отражается на качестве наносимой печати, а иногда и приводит к невозможности осуществления такого метода.
  3. Этикетирование – шифр кодировки, нанесенный на этикетку с использованием клеящего слоя, для размещения на упаковочной таре готового товара.
    Нанесение этикеток или ярлыков (англ. label– этикетка, ярлык) уходит корнями в далекое прошлое. Но современный вид наклеек, в которых приводится описание продукции, появился относительно недавно – с ростом ассортимента производимых товаров.

Метод нанесения этикеток обеспечивает хорошее качество и долговечность печати и является довольно простым. Но при высокой скорости производства происходит повышенное выделение конденсата и влажности, частая смена температуры. Обеспечение сухой поверхности для нанесения этикеток с надежной фиксацией при таком способе является непростой задачей, поэтому вводятся дополнительные технологические операции.

Для каждого вида упаковки и продукции определяют самый оптимальный метод нанесения маркировки. После кодирования необходимо еще обеспечить надежное считывание шифра и исключить стирание кода при продвижении товара.

Этапы маркировки молочной продукции

В процессе регистрирования в системе в первую очередь необходимо приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись, которая оформляется на руководителя предприятия. Сертификат на электронную подпись выдается аккредитованными центрами под руководством Минкомсвязи России.

После регистрации устанавливается на компьютер программа по работе с подписями. Ее выдают в тех же центрах, где и сертификаты подписей.

На следующем этапе необходимо зарегистрироваться на сайте «Честный ЗНАК» в системе мониторинга. Сначала заполняются данные по электронной подписи. После появления информации по организации указывается электронная почта.

По завершении регистрации необходимо произвести заполнение своего аккаунта. Частично некоторая информация будет всплывать автоматически. Пустые разделы с товарными группами, типом участника, пользователей и банковские реквизиты надо вводить самостоятельно.

На следующем этапе заключается соглашение с оператором ЭДО.

В итоге производится описание товаров, планируемых для маркировки. Обязательные разделы для внесения данных: ИНН, GTIN, товарный знак, ГОСТ, состав, объем и т. д. После этого появляется возможность получения кодов – для каждой позиции предназначается один уникальный шифр. При наличии нескольких продуктов формируется конечный файл. Срок хранения кода в системе составляет два месяца. После получения штрих-кодов и нанесения на упаковку их вводят в оборот в личном кабинете в разделе «Документы».


Читайте также

Back to the list

Скачать каталог